Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа-интернат «Кадетский корпус»

Адрес141420, Московская область, г. Химки, мкрн. Сходня, Горная, 21

Контакты
Loading...

Психолого-педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение   

      Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

      Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

      В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

       Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

       Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей и педагогов. Психолог отвечает за разработку модели психолого-педагогического сопровождения введения стандартов. Актуальность создания такой модели очевидна и связана с особенностями новых стандартов.

        Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи: – систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения; – формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; – создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

         Основные формы сопровождения

       Содержание деятельности педагога-психолога конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. В любом случае должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения участников образовательного процесса. 

        При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу. 

        К обязательным видам деятельности педагога-психолога при сопровождении образовательного процесса относятся: консультирование, диагностика, развивающая и коррекционная работа, профилактика, экспертиза, просвещение.   

Консультирование 

          Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

         Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.             Консультация психолога – процесс обоюдного создания особых отношений взаимного сотрудничества психолога-консультанта со своим клиентом, которые позволяют  разобраться в себе, своем поведении, чувствах и мыслях, получить новые знания в области психологии. 

         Психологическое консультирование, помогает правильно понимать себя, должным образом оценивать свои мысли и поступки, узнать и использовать во благо свои сильные и слабые стороны, принимать правильные решения и нести за них ответственность, вырабатывать и претворять в жизнь дела, которые позволяют максимально эффективно управлять  ей и делать ее лучше.

          Необходимо учитывать, что речь идет о помощи участникам воспитательно-образовательного процесса, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений).

            К методам психологического консультирования относить: 

а) дискуссионные методы; б) игровые методы (дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые);  в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства). 

              Работа с детьми может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Основными методами такой работы могут быть арттерапия, игровая терапия, сказкотерапия. 

             Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. 

             Арттерапия – специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. 

             Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. 

             При работе с родителями продуктивными будут не отдельные мероприятия, а целостная системная работа, имеющая своей целью повышение психологической компетентности матерей и отцов. Такая работа осуществляться через информирование родителей на собраниях в школе. Другими вариантами работы с родителями является разработки своеобразных «учебников» для родителей, в которых очень коротко предлагалась необходимая родителям психологическая информация. Работа с родителями осуществляется психологом и таким методом, как психологический тренинг. Тренинг взаимодействия родителей и детей строятся на различной концептуальной основе (психодинамической, поведенческой, гуманистической и др.). Такие тренинги позволяют расширить возможности понимания своего ребенка, улучшить рефлексию своих взаимоотношений с ним, выработать новые более эффективные навыки взаимодействия в семье.

         Работа с педагогами ведется с помощью социально-психологического тренинга. Это наиболее распространенный метод психосоциальных технологий, позволяющий рефлексию собственного поведения соотносить с поведением других участников группы. Тренинги позволяют активизировать, скорректировать навыки общения, расширить поведенческий репертуар, дают ориентиры возможного поиска эффективного взаимодействия партнеров.

  Диагностика

          Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

          Итог любой психологической консультации подразумевает решение тех или иных проблем, связанных с психологическим состоянием консультируемого. Обращаясь за помощью к психологу, человек, прежде всего, рассчитывает на получение квалифицированных советов, рекомендаций к действию, понимания и поддержки. Предварительный анализ личности консультируемого поможет выявить основное направления для последующей работы психолога, а также четко сформировать цели и задачи, которые следует поставить для решения проблемы респондента. 

            С научной точки зрения психологическая диагностика детей – это одна из областей психологии, применяющая различные методы тестирования и измерения особенностей личности для выявления и диагностирования  истинного психологического состояния человека с интеграцией и анализом результатов.                    Среди существующих методов психологической диагностики подростков и детей можно выделить наиболее часто используемые – на основе косвенного или прямого наблюдения, объективные, опросные (анкета, интервью), экспериментальные. Все эти методы имеют одну конечную цель – понять, на какие аспекты психологического состояния респондента следует обратить внимание. 

             Какой из методов рационально применить, психолог решает в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. Любое психодиагностическое обследование детей включает в себя несколько этапов. В первую очередь это сбор данных, анализ и интерпретация полученной информации, а также составление психологического диагноза и прогноза.

              Психологическая диагностика детей позволяет выявить индивидуально-психологические особенности ребенка, а также оценить уровень его личностного и интеллектуального развития. Так как основные качества человека закладываются еще в раннем детстве. Именно на этом этапе родителям стоит обращать особое внимание на поведение своего ребенка и при возникновении сложных ситуаций искать способы их решения.                 Психологическая диагностика подростков, поможет найти основную причину существующих проблем и устранить их при помощи современных и действенных методов. 

            Психологическую диагностику подростков можно пройти по широкому спектру проблем:

–   прогноз профессиональной карьеры; –   диагностики психотипических особенностей;  –   исследование психологического здоровья. 

                                        Коррекционная и развивающая работа. 

              Цель коррекционно-развивающей работы заключается в составлении системы работы с учащимися, испытывающими трудности обучения и адаптации. Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом  направлений и особенностей конкретного образовательного учреждения, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.  Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем. В познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, это и будет объектом коррекционной и развивающей работы психолога.         

             Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов, психологов и других специалистов.

           Развивающая работа ведѐтся по основным направлениям:  развитие познавательной сферы учащихся: внимания, воображения, мышления, памяти и т.д.;   снятие тревожности, формирование адекватной самооценки;   развитие навыков самоорганизации и самоконтроля;   повышение сопротивляемости стрессу;   актуализация внутренних ресурсов. 

 Профилактика 

            Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

           Психологическая профилактика – деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.  Под психологической профилактикой понимается целенаправленная систематическая совместная работа специалистов, педагогов и родителей:

– по предупреждению возможных социально-психологических проблем у детей;

– по выявлению детей группы риска (по различным основаниям);

– по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогического климата в педагогическом и детском коллективах.

          Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме:

–  скрининг-обследования всех детей с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей группы «психологического риска» и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ним;

–  устного и письменного опросов педагогов и родителей с целью уточнения социальной и образовательной ситуации развития и ребенка, а также выявления факторов, определяющих его попадание в категорию детей группы «психологического риска».

          При неблагоприятных социальных условиях (гиперопеке, дефиците эмоционального контакта и др.), особенно на базе врожденного нарушения или типа ВНД (наиболее существенными являются такие параметры темперамента, как реакция на новые стимулы, приспособляемость, интенсивность эмоций и качество настроения), возможно появление отклонений в формировании личности.

         Профилактика отклонений в формировании личности.

          Под отклонениями в формировании личности (ОФЛ) подразумевается не только задержки в возникновении соответствующих новообразований личности (носящие пролонгированный характер и сочетающиеся с регрессивной защитной позицией), но и появление их искаженных форм и чисто негативных новообразований.

          Первым признаком ОФЛ является эмоциональное выпадение ребенка из контакта с окружающими людьми, из коллектива сверстников (если оно обусловлено нарушением свойств эмоциональной регуляции: ситуативности, адекватности, избирательности, предметности и т.д.).

            Для них характерно неудовлетворенное эмоциональное состояние, которое выражается:

–   в расхождении эмоциональной привлекательности и значимости сверстника;

–  в затруднениях в процессе реализации своей стратегической линии общения с ровесниками; 

–в формировании целого комплекса механизмов психологической защиты;

– в формировании механизмов неустойчивой или акцентированной адаптации;

–  в освоении пассивно или активно-оборонительной позиции в социуме на фоне развития «небезопасно-сопротивляющегося» или «небезопасно-избегающего» типа взаимоотношений и привязанностей к близким людям.

Обязательно: 

               Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:  –  анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;  –  групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;  –   информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса. 

Дополнительно: 

                Отслеживание динамики социально-эмоционального развития обучающихся.  Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ОУ. Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.  Декада по профилактике употребления психоактивных веществ.  Профилактическая работа осуществляется посредством включения во все виды работ психолога. Это происходит и на развивающих занятиях, и на консультациях, и при проведении психологической диагностики.                                                                         Просвещение 

                Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ОУ и родителей, а именно:

–  актуализация и систематизация имеющихся знаний; 

–  повышение уровня психологических знаний; 

– включение имеющихся знаний в структуру деятельности. 

           Психологическое просвещение является разделом профилактической деятельности специалиста-психолога, направленной на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.  Главная задача и смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить учителей, воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований.  Психологу важно  формировать у людей потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с родителями и ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду, учебных заведениях и в различных частных и государственных учреждениях.

            Для психологического просвещения психолог использует различные способы:

–  вербальные (беседа, лекция, тематический семинар, выступление по радио, на телевидении);  Интернет и размещение тематической информации на web-сайтах и т. п.  Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи: 

–  формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума);   

–  информирование населения по вопросам психологического знания;   

–  формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;   

– профилактика дидактогений (реакции, дающая сдвиг в настроении личности и коллектива до болезненного состояния) 

Обязательно: 

              Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов. Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.

Дополнительно: 

              Создание информационных уголков по типу «Советы психолога», «Психолого-педагогический словарь», «Советы психолога для выпускников и их родителей при сдачи экзаменов» и т.д.. 

Экспертиза

                Цель: исследование непатологических явлений психики и выявление влияния особенностей психического состояния личности на поведение лица в интересующий момент, психологический анализ личности заинтересованных участников процесса.  При психолого-медико-педагогической экспертизе, прежде всего, решаются вопросы о том, где следует учиться ребенку – в массовой или коррекционной школе. Помещение ребенка с умственной неполноценностью в массовую школу может привести к невротическим реакциям такого ребенка, видящего свою несостоятельность по сравнению со здоровыми детьми, а с другой стороны, такая ситуация приводит и к нарушению педагогического процесса. Еще более негативные последствия для ребенка, семьи и общества имеет помещение нормального, но педагогически запущенного ученика, неправильно диагностированного как умственно неполноценного, в коррекционную школу.

                 Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.

  Концепция  психолого-педагогического сопровождения процесса внедрения ФГОС второго поколения 

                Исходя из того, что развитие универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся Главной  социально-психологической особенностью  ФГОС является  учет возможностей детей с любыми особенностями в развитии, чем  обеспечивается сохранение дееспособного и продуктивного  поколения будущего. Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование).  Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

                 I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу. Он начинается в ноябре-декабре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается:

               1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется дополнительное диагностирование. Оно направлено на выявление причин низких результатов. 

                2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

                3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

                4. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе.

                II этап – первичная адаптация детей к школе. Этот этап можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

                 1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

                2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

                  3. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом или педагогами во внеурочное время. 

               Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно развиваться в школьной среде. Основная форма проведения данных занятий – развивающие игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Занятия с логопедами и психологом также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

                 4. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. 

                  5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

                   III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:

                  1.  Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

                  2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

                  3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации;

                   4.  Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

                  5. Организация групповой коррекционной работы с обучающимися, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей  с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в образовательном учреждении, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.

                  6. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года работы. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

                     Программа сопровождения педагогов нацелена на обучение методам и приемам формирования личностных характеристик обучающихся. В лицее психологическое сопровождение педагогов происходит за счет обучающих семинаров, мастер-классов, индивидуальных и групповых консультаций. 

                      Программа сопровождения родителей помогает повысить их психологическую компетентность, помогает  выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения, осуществляется за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях, индивидуальных консультациях. 

                      Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы, что является необходимым условием для успешного введения ФГОС в систему образования. Включая требования к результатам освоения,  к структуре, к условиям реализации образовательной деятельности  Стандарт  становится основой объективной оценки, являющейся базой самоопределения  выпускника.

                 Целью психолого-педагогического сопровождения  внедрения  ФГОС становится  организация такого  взаимодействия, которое может содействовать созданию:  Личностной культуры  Семейной культуры  Социальной (экологической) культуры. Признание ценностно-нравственного и системообразующего значения образования в модернизации общества  опирается в первую очередь на смену приоритетов в структуре образовательного процесса:  С результатов учебной деятельности на получение социально-воспитательного эффекта у подрастающего поколения.  С углубленного знания предмета и методики его преподавания на построение профессиональной позиции в ответ на актуальный социальный заказ и развитие саморефлексии педагогических  кадров.  С  бессистемного провозглашения социальных лозунгов к целостной картине мира.

                В основе психологической составляющей, должен лежать инновационный механизма взаимодействия  социально-педагогической службы образовательных учреждений (педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов) и педагогических кадров с привлечением социо-культурного ресурса города и округа. Эффективность достижения конечной цели ФГОС реальна тогда, когда психологическое образование и воспитание становится стержнем, пронизывающим последовательно и целенаправленно 7 элементов матричной структуры, где ядро – ребенок, включенный далее в последующие по расширению значимости пространства:  Ребенок – семья – учитель – детский социум – среда образовательного учреждения – микросоциум района – информационное поле

                 Каждый из элементов целостен и имеет структуру значимых приоритетов. 

Я (ребенок)

                   1. целостность природы:  –  физическое здоровье (основа здоровья); –  эмоциональное здоровье; –  ментальное здоровье; –  социальное здоровье; –  духовно-нравственное здоровье.

                   2. целостность психических потребностей:   –  безусловная любовь (основа психического здоровья); –  психологическая безопасность; –  внимание; –  личные границы; –  признание.

                   3. целостность картины мира:  Я –  Подсознание (основа социализации); Я –  Я на сознательном уровне; Я – Другие; Я – Мир; Я – Связь поколений. 

                  4. целостность биографии:   –   перинатальный период  (основа самоидентичности); –   от рождения до 7 лет; –   от 7 лет до 14 лет; –   от 14 до 21 года; –   взрослая жизнь как проекция периода детства.

                  5. целостность раскрытия ресурса: –   самовосприятие на основе развития саморефлексии; –   самопознание; –   самовыражение; –   самоактуализация; –   самореализации.

Семья  (семейная культура – воспитание творчеством):

                   1. структура и генетическая база (самопознание);

                   2. эмоциональный ресурс (открытая, закрытая) – (партнерство – отношения);

                   3. ментальность (правила, традиции, стереотипы, родовые блоки) – (самовыражение)

                   4. социальная ниша (достижения, династии) – (семейное творчество)

                   5. родовой канал – связь поколений – (семья в мире) 

Учитель 

                   1. энерегетическая самодостаточность – саморегуляция (личные границы)

                   2. саморефлексия (мир чувств и профилактика выгорания)

                   3. субъект-субъектные отношения, отношения учитель-ученик – зеркало

                   4. самоактуализация (смежные увлечения, усиливающие профессионализм)

                   5. профессия как путь – берущий ответственность индикаторы: объективность оценки учеников, реакции на замечания учителя, отношение к стилю учителя)   

Детское сообщество

                    1. структура коллектива – рефлексивность членов – способность видеть себя

                    2. удовлетворенность, эмоциональный фон, гендерные отношения

                    3. взаимоподдержка, свои правила

                    4. удовлетворение энергетических потребностей, чувство образа коллектива, самосохранение

                    5. мы  в мире (место в социуме). 

 Среда образовательного учреждения

                  1. здоровьесбережение (нагрузка-разгрузка)

                  2. психологическая безопасность (границы и признание)

                  3. ментальный позитив – жизнеутверждающие образы, элементы

                  4. творчество как критерий качества жизни

                  5. насыщенность реальными и персональными ценностями (права ребенка, человеческое достоинство) 

Микросоциум

                   1. своя ниша в информационном поле (постоянное место в микросоциуме)

                   2. право на изменения – механизм обратной связи

                   3. учет социумом актуальных потребностей детского сообщества (проявление)

                   4. социальные инициативы (ответственность детей)

                  5. участие в СМИ (выход в макросоциум) 

Информационное поле (виртуальные детские сообщества)

                   1. снятие дефицита общения 

                    2. поиск партнера

                    3. представление себя

                    4. удовлетворение содержательных потребностей (поиск необходимой информации)

                    5. создание своей системы ценностей.   

                   Исходя из этого, ставятся следующие задачи:

                   1. по обеспечению психолого-педагогического сотрудничества в создании личностной культуры ребенка – по пяти аспектам здоровья:  укрепление физического и психосоматического здоровья обучающихся (динамические паузы, подвижные игры, ритмика, релаксация, уроки оздоровления)  формирование основ ментальной культуры (игры и упражнения на позитивное мышление, развитие высших психических функций у детей)  формирование основ учиться и способности организовать свою деятельность (умение принимать, сохранять цели, следовать им, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и оценку, взаимодействовать с другими)  становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся  духовно-нравственное развитие и воспитание, формирующее принятие моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

                  Поставленные задачи работают на достижение личностных   результатов учащихся, таких как:

               – готовность и способность к саморазвитию;

               – сформированность мотивации к обучению и познанию (принятие личностного  смысла учения и освоение социальной роли ученика);

               – ценостно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции (целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 

                – овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся мире; 

                – социальные компетенции (понятие социальной справедливости и свободы; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций);

                  –личностные качества (развитие самостоятельности и личной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других);

                   – сформированность основ гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, становление гуманистических  ценностей, ценности многонационального государства, эстетических потребностей, ценностей и чувств;

                     – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.

Метапредметных  результатов, таких как: познавательные УУД

                     1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 

                     2)  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

                     3)   освоение начальных форм познавательной рефлексии;

                     4)  использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

                       5)   овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 

                        6)  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

                        7)   овладение  понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

регулятивные УУД 

                          1) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 

                         2) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 

 коммуникативные УУД

                          1) освоение начальных форм  личностной рефлексии; 

                          2)  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;   

                          3)  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

                           4) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 

                            5) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 

                            6) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

                            7) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; на формирование ключевых  компетенций, составляющих  основу умения учиться, таких как: 

                           – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

                            – умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.  Обязательными составляющими, которым уделяется внимание, в психолого-педагогическом сопровождении процесса внедрения ФГОС являются:   

                        1. методологические и содержательные основы сформулированных в Стандарте требований к программе духовно-нравственного развития и воспитания (на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

                         2. ценностно-нравственное и системообразующее значение образования в социо-культурной модернизации общества, удовлетворение актуальных потребностей личности и общества; 

                         3. системно-деятельностный подход (воспитание и развитие качеств личности, отвечающей тенденциям современной жизни; стратегия проектирования и конструирования, определяющая пути достижения желаемого результата; ориентация на результаты; решающая роль содержания и способов организации деятельности, направленной на личностное, социальное, познавательное развитие; учет индивидуальных особенностей и разнообразие видов деятельности и форм общения для достижения воспитательных результатов);

                        4.   обеспечение преемственности на всех ступенях;

                        5. развитие  индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития обучающихся, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.    

Родителям о социально-психологическом тестировании

01.09.2021

Безусловно, Вы - самые близкие и значимые люди для своих детей, Вы беспокоитесь за их настоящее и будущее, - это здоровые эмоции, они заставляют действовать.

 Современный мир — это мир скоростей, мир стремительного темпа жизни, мир компьютерных технологий и новых возможностей, мир соблазнов и искушений. Жить в нем одновременно и интересно, и сложно.

Многие подростки кидаются в крайности: то бросаются в погоню за удовольствиями, то переживают разочарования, доходящие порой до поведения с риском для жизни.

Не только соблазны и искушения современного мира и общества могут нести опасности для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное. Тяга к рискованному поведению - это часть развития личности, взросления, период, когда еще недавний ребенок должен самостоятельно выйти из привычного, понятного круга семьи и встретиться с внешним миром.

Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в МБОУ ШИ

Читать далее

Педагог-психолог

01.09.2021

Толмачева Татьяна Владимировна

информация о работнике

Контактный телефон: 

+7(495)574-21-70

сайт педагога-психолога

Вопросы психологического характера 

День и время приема посетителей:

                      понедельник: 14:00-16:00, четверг: 14:00-16:00

"Горячая линия" экстренной психологической помощи

01.09.2021

Центр экстренной психологической помощи в Химках:

Телефон доверия: 8(495)-575-87-70

Телефон доверия УВД Химки: 8(495)- 572-15-74

Психолого-медико-социальный центр "ОЗОН" для детей,  подвергшихся жестокому обращению и насилию (понедельник-пятница 9.00-19.00): 8(495)-265-01-18 

Центр психолого - медико-социального сопровождения "Успех": 8(495)-683-63-53

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей:

8(800)-200-01-22

Портал психологической поддержки Московской области:

https://phmr.ru/